16 сентября Волгодонск отмечает самую скорбную дату в своей истории. 25 лет назад, в 1999 году, возле дома по Октябрьскому шоссе, 35 взорвался начиненный тротилом грузовик. Взрывной волной был разрушен фасад в двух блок-секциях девятиэтажки, обрушились перекрытия и лестничные проемы. В общей сложности было повреждено 37 домов в двух микрорайонах и 15 социальных объектов. Погибли 19 человек, в том числе, двое детей, 89 были госпитализированы. Всего, по официальным данным, пострадавшими в результате теракта были признаны свыше 15 тысяч горожан.
Черный сентябрь 1999-го
Теракт в тот роковой сентябрь разделил жизнь людей на «до» и «после». До сих пор многие из тех, кто уцелел при взрыве и жил рядом с его эпицентром, просыпаются в 5.56 утра без всякого будильника. Время было выбрано с убийственной точностью: большинство жителей еще спали, а кто-то только собирался на работу.
По воспоминаниям очевидцев, никто сразу и не понял, что вообще произошло. В квартирах буквально взлетели мебель и посуда, осколки сыпались, казалось, со всех сторон. Люди, которые остались в живых, бежали, не чувствуя боли от порезов. Рядом с домом образовалась огромная воронка, и вначале у многих возникла мысль, что взорвалась газовая подстанция. Тогда у спасателей не было современного оборудования, бойцы бросались разбирать завалы фактически голыми руками, а жители помогали выносить пострадавших.
Уже потом станет ясно, что жертв могло быть гораздо больше – если бы многоэтажка была построена из кирпича, она сложилась бы как карточный домик. Спасла та самая 96-я блочная панельная серия, на которую постоянно жаловались – и промерзание швов, и грибок на стенах. До теракта ее даже сняли с производства в масштабах страны, но именно благодаря ей дом уцелел, потому что серия в свое время разрабатывалась для сейсмоопасных территорий.
Взрывчатка под видом картофеля
Цепочка так называемых «сахарного» и «картофельного» следов давно прослежена. Следователи установили, что теракт в Волгодонске стал частью серии терактов, которые прошли во многих городах России в сентябре 1999 года. Они были организованы и профинансированы руководителями незаконного вооруженного формирования Исламский институт «Кавказ».
В Урус-Мартане была изготовлена взрывчатка, 10 тонн отправили в Москву под видом сахара, а четыре тонны – в Волгодонск под видом картофеля. Смертельный груз приехал в наш город, и накануне теракта преступники купили «Газель» у волгодонца Аббаскули Искендерова, который сам жил в доме по Октябрьскому шоссе, 35. Террористы попросили его до утра посторожить машину, которую поставили возле многоэтажки. Жизнь хозяину «Газели» спасло то, что он замерз в кабине и ушел погреться в квартиру. А в 5.56 утра сработал таймер…
Из всей террористической группировки силовым структурам удалось задержать лишь Юсуфа Крымшамхалова и Адама Деккушева. Именно они занимались доставкой взрывчатки и участвовали в терактах в Волгодонске и Москве. В январе 2004 года Мосгорсуд дал им пожизненный срок. Остальные террористы были уничтожены.
Закона для пострадавших так и нет
Минуло 25 лет… Время, за которое сменилось целое поколение. Родились и выросли дети, которые не знали ужаса, который охватил Волгодонск в те дни. В городе больше нет адреса — Октябрьское шоссе, 35. Дом частично разобрали, восстановили и переименовали. Но память города жива. А сами пострадавшие от теракта, устав ходить по инстанциям, давно объединились в региональную общественную организацию «Волга-Дон». Уже больше двух десятилетий они требуют принять федеральный закон о статусе жертв терактов, объединившись с другими общественными организациями – в первую очередь, «Матерями Беслана».
— Крайне сложно, наверное, понять людей, которые пережили атаки террористов, — говорит Ирина Халай, председатель РОО «Волга-Дон». – Еще вчера ты был молодой, здоровый человек, имел работу, перед тобой открывались все дороги. А сегодня прогремел взрыв, и если ты остался в живых, то потерял имущество, здоровье, работу и стал инвалидом. Получил не только физические, но колоссальные психологические травмы, которые останутся с тобой на всю жизнь.
Ирина Ивановна до сих пор лично пожинает последствия взрыва в Волгодонске. Здоровая, энергичная женщина 17 сентября готовилась устроиться на новую работу – инженером на атомную станцию. Но все перечеркнуло утро 16 сентября: баротравма, психологический шок, посттравматическое расстройство, инвалидность…
У самой Ирины Халай в справке, которая была выдана после пережитого тем сентябрьским утром, стоит не «теракт», а «несчастный случай в быту». И ущерб ей, как и другим пострадавшим от взрыва в 1999 году, суд постановил взыскать с самих организаторов терактов, получивших пожизненные сроки. Лично Ирине Ивановне и еще нескольким пострадавшим даже пришли деньги по исполнительным листам – кому семь рублей, кому — девять. Разумеется, все от них отказались, посчитав издевкой.
В списке погибших – новые имена
— Закон о статусе жертв терактов в стране был остро необходим еще в те годы, а сегодня, когда идет СВО, множество пострадавших в новых территориях, постоянно происходят удары в приграничных районах, проблема приобретает особую актуальность, — считает Ирина Халай. – Главное, что мы продолжаем отстаивать – официально признать статус пострадавших от терактов и дать им право на медицинскую реабилитацию за счет государства. Ведь простые люди не виноваты, что стали жертвами террористических атак и оказались, как говорится, не в том месте и не в то время. Так почему же они вынуждены сегодня лечиться за свой счет? У пострадавших сломана вся жизнь, и неужели мы и дальше будем приравнивать акты терроризма к «несчастным случаям»?
К печальному списку погибших в теракте в Волгодонске в этом году прибавили еще двух человек – сестер Анну и Татьяну Макарских. Четверть века назад они пережили взрыв 16 сентября. Одной из сестер тогда было 17 лет, а другой – всего девять. Злой рок настиг наших землячек в московском «Крокус-сити», когда они пришли на концерт группы «Пикник» в марте. Именно в этот день на концертный зал напали террористы. Анна успела позвонить маме в Волгодонск, а спустя несколько дней имена сестер официально появились в списках жертв теракта в «Крокусе».
… 1 сентября вся страна вспомнила о трагедии в Беслане. 16 сентября вспомнит о взорванном доме в Волгодонске. И еще — о «Норд-Осте», терактах в Москве, Питере, Волгограде и других городах, включая уже сегодняшние наши реалии. Помянем же всех невинных жертв.
Погибшие в теракте 16 сентября, 1999 год, Волгодонск
1. Ананьева Юлия Александровна.
2. Бондарюк Надежда Петровна.
3. Жарков Александр Владимирович.
4. Зарезина Людмила Геннадьевна.
5. Ивлева Ульяна Ивановна.
6. Крохина Ольга Николаевна.
7. Мезенцев Владимир Дмитриевич.
8. Мезенцева Юлия Ильинична.
9. Мордовцев Сергей Николаевич.
10. Мошников Сергей Евгеньевич.
11. Пархоменко Татьяна Тимофеевна.
12. Савченко Ольга Аркадьевна.
13. Скрылев Станислав Николаевич.
14. Травкин Виктор Николаевич.
15. Фетисова Марина Анатольевна.
16. Чернобаев Николай Васильевич.
17. Чернобаева Надежда Дмитриевна.
18. Чумаченко Анатолий Павлович.
19. Шалимов Аркадий Александрович.
Погибли в «Крокус-сити», 22 марта, 2024 год: Анна и Татьяна Макарские.