На заседании Координационного совета Общественной палаты обсудили муниципальную программу экономического развития Волгодонска. Понятно, что из бюджета на нее выделяется весьма скромная сумма – на 2024 год всего 199 тысяч рублей (в основном средства идут на публикации, изготовление буклетов, подпрограмму защиты прав потребителей и т. д.). Конечно же, общественников интересовало, в каком состоянии сегодня находится городская экономика и перспективы инвестиционных проектов.
Ау, инвесторы, где вы?
По словам начальника отдела экономического развития администрации Натальи Тищенко, в целом ситуация выглядит положительно. Объем производства и отгрузки предприятий — 160 миллиардов рублей, объем инвестиций за прошлый год – 16 миллиардов. Уровень заработной платы достоин аплодисментов: по крупным и средним предприятиям – 75 тысяч рублей, а на некоторых он доходит и до 130 тысяч. На малых предприятиях – 55 тысяч. Уровень официальной безработицы беспрецедентно низкий (ниже среднеобластного), в центре занятости – более двух тысяч вакансий.
А что же с развитием города, его благоустройством, новыми крупными объектами? Ледовый дворец, о котором говорили едва ли не с конца девяностых годов, остается в планах муниципалитета – потенциальный участок земли для него придерживают в парке «Молодежный». Хотя, как призналась Наталья Тищенко, могли бы давно продать. Как и бывший детский лагерь «Жемчужина Дона», однако и его город тоже оставляет в резерве для инвестиций.
Также общественники спрашивали, есть ли перспективы построить в Волгодонске аквапарк, который сразу бы оживил сфер досуга. По словам Натальи Тищенко, инвесторы этим вопросом интересуются, недавно приезжали москвичи, которым показывали возможные территории для комплексной застройки. «К сожалению, не так просто завести сюда инвесторов, они стараются приземлиться в больших городах, агломерациях», — добавила Наталья Ивановна.
Ах, если бы сбылась мечта…
В этой связи общественники не могли не поднять наш «вековой вопрос» — отчисления от Ростовской атомной станции по соглашению с Росатомом, которые идут напрямую в область, а нам достается лишь малая часть. Конечно, если брать широко, то с 2015 года мы получили средства на новые автобусы и троллейбусы, коммунальную технику, капремонт дорог, автомобили «Скорой помощи». А также на ремонты школ, детских садов, реконструкцию Детской театральной школы, парк «Молодежный», капремонт паллиативного отделения БСМП, строительство Центра единоборств и проспекта Лазоревого. Плюс многие социальные проекты атомная станция выполняла напрямую в порядке благотворительности.
Казалось бы, жаловаться нечего. Но хотелось бы все-таки, имея РоАЭС под боком, получить более серьезные вложения – как во многих других городах присутствия атомных станций. Тем более, когда-то давно нам так много обещали…
По мнению члена Координационного совета Общественной палаты Михаила Гункевича, если бы город напрямую получал отчисления от атомщиков, то сам бы, возможно, направил бы их на другие цели и лучше распорядился бы ими – мы сами знаем свои «узкие места». Более того, до сих пор для Волгодонска остается огромный процент софинансирования из местного бюджета при больших проектах – 22 процента. В то время как во многих городах он составляет один. И всем понятно, что 22 процента Волгодонск, у которого фактически не осталось средств для пополнения собственной казны, попросту не потянет.
Увы, в данный момент мы должны довольствоваться малым. Пока проект соглашения по линии Росатома на будущие годы не подписан, но обсуждаются вложения в создание урологического и рентгенологического отделений в БСМП. Ремонт памятников, посвященных Великой Отечественной войне (в следующем году – юбилей Победы). Также предполагается ремонт бульвара Великой Победы и другие проекты.
Муниципалитет надеется получить средства на продолжение строительства проспекта Лазоревый, перекладку инженерных сетей. Надежды – да, мы этим и живем. В свою очередь, Общественная палата готова помочь городу в том, чтобы он, наконец, оказался в федеральных программах по модернизации водопроводно-канализационного хозяйства – это наша сегодняшняя огромная проблема.